Святая преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая


Дата публикации: 07 августа 2009г.


Уже одним своим происхождением дева-монахиня была, по всей видимости, предназначена продолжить традицию новой государственности. Самые тесные, кровные узы связывали святую княжну с первыми русскими князьями: ее отцом был Святослав (в крещении Георгий) Всеволодович, князь Полоцкий, приходившийся правнуком Изяславу, который, в свою очередь, был сыном равноапостольного князя Владимира. Однако для истории Церкви она, прежде всего, осталась одной из создательниц русского женского монашества, отразив в своем облике самые нежные и самые характерные его черты.

В миру будущая святая называлась языческим именем Предслава и славилась не только необыкновенной красотой, но и своей ученостью. В 19 лет она отвергла лестные предложения сватавшихся к ней князей и тайно, во избежание гнева родителей, пришла в монастырь родного города Полоцка. Игумения этой обители, вдовствующая родственница княжны, не смогла - вопреки собственному страху перед владетельным отцом девицы - не увидеть в ней, в своей племяннице, невесты Христовой; в обитель был призван священник, который совершил постриг княжны Предславы и нарек ее Евфросинией.

Следуя обычаю дев Иерусалимских (а в их числе находилась и благоговейно принятая первосвященником Иерусалимского храма Богородица) - дев, которые воспитывались при церкви и жили в особых палатках у храма Соломонова, инокиня Евфросиния, испросив благословение у епископа, поселилась в «голубце» - то есть в особой келье при полоцком храме Софии: там юная монахиня переписывала священные книги, а плату за свой труд раздавала бедным. Именно ей мы обязаны сохранением традиции (впоследствии, к сожалению, почти утраченной) «книжного», но не книжнического женского монашества, которое украшалось не только благомыслием и доброделанием, но и преизрядным духовным образованием. Видя в книгах «единственное свое имение», святая сначала училась сама, насыщаясь, как пишет биограф, премудростью «преизлиха» (то есть сполна), а потом, уже став настоятельницей, учила приходящих в ее обитель девиц «писанию, також ремеслам, пению, швению».

Пришло время, когда монахиня Евфросиния, преуспев в молитве и добродетели, оставила свой затвор при Софийском соборе и переселилась в располагавшееся близ Полоцка местечко Сельцо, при церкви которого существовало кладбище для местных епископов. Там в 1161 году всего за 30 недель был возведен - молитвами и попечением святой - новый каменный храм взамен обветшавшего деревянного (эта, посвященная Спасителю церковь сохранилась и до наших дней). В житии преподобной есть чудный рассказ о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки церкви, обретались, по молитвам игумений, сами собою - так, что просыпавшиеся утром строители видели печь, полную готовой и уже обожженной плинфы («Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее»,- такой была молитва Евфросинии ко Спасителю, Который изначала даровал ей большее - то есть стремление ко спасению).

Даже и став игуменией, она все-таки не изменила своему обычаю жить при храме: здесь, в построенном ею соборе, Евфросиния устроила себе тесную крестообразную келью прямо на хорах, откуда можно было не только слышать богослужение, но и через маленькое оконце смотреть на сотворенный Премудростию мир Божий.

Та, которая в отрочестве своем словно пребывала в сонме дев Иерусалимских, сопровождавших во храм Пресвятую Богородицу, в зрелых летах пожелала видеть и самый Ее лик, запечатленный апостолом Лукой; по просьбе преподобной Евфросинии византийский император Мануил, испросив благословения у Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, прислал ей из Ефеса образ Одигитрии - Путеводительницы. (Первоначально эта икона находилась в Спасском храме монастыря в Сельце, а потом, по случаю бракосочетания благоверного князя Александра Невского с дочерью полоцкого князя, в 1223 году она была перенесена в город Торопец.)

Впрочем, желая следовать за Одигитрией не только мыслию, но и очами, не только очами, но и стопами, святая Евфросиния, уже старица, предпринимает вместе со своим братом Давидом паломничество во Святую Землю. Шествуя, как некогда Сама Богородица, «в горняя со тщанием», игумения полоцкая пришла ко Гробу Господню и оставила в дар золотую кадильницу; ее поместили там рядом с лампадой, которая была возжжена ее братом, игуменом Даниилом, «от всея Русьския земли». Здесь, в Феодосиевом монастыре у Гроба Господня, она и скончалась 23 мая 1113 года, будто бы возвратившись в любезное свое Отечество, куда она устремлялась всегда - и тогда, когда жила в «голубце» при храме святой Софии, и тогда, когда обитала в келье на хорах Спасского собора. «Приими дух мой от мене во святом граде Твоем Иерусалиме и посели меня в вышний град Твой Иерусалим»,- просила перед смертью старица.

Ее мощи были обретены нетленными, и впоследствии их перенесли в Киев. Там они почивали до 1910 года, когда по ходатайству ее земляков - белоруссов - были возвращены в Полоцк: таким образом, как бы совершилось духовное воссоединение с Русской (или, вернее, с Греко-Российской) Церковью полоцких земель, которые с XVI по XIX век находились под юрисдикцией католиков и униатов.

Радостное (а «евфросиния» по-гречески значит «радость»), хотя и запоздалое возвращение святой в ее родные пределы свидетельствовало о том, что вопреки «ненавистной розни века сего» «единство веры и русской народности» (так писали в XIX веке ее соотечественники) все-таки сохранилось, а сама идея национального объединения и мистического единства России со всем православным миром смогла, как оказалось, утвердить свое право не только благодаря целеустремленным государственным мужам, но и благодаря тихому, по всей видимости, подвигу любительницы созерцания и «книжной премудрости».


Акафист и молитвы преподобной Евфросинии Полоцкой


Жития Святых > ... Гурий, Самон и Авив, святые мученики Георгий Победоносец, святой великомученик Евфросиния Полоцкая, святая преподобная Елизавета Федоровна, великая княгиня Захария и Елизавета, святые супруги Иоаким и Анна, святые супруги ...